Предметно-развивающая среда
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Функция педагога заключается в том, чтобы, используя РППС и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. Специалисты РАО рекомендуют при выборе учебно-методических материалов ориентироваться на ФОП ДО. В федеральную программу входят пособия по организации образовательного процесса для всех возрастных групп воспитанников – от 2 месяцев до 8 лет, по всем образовательным областям. Специалисты РАО предлагают три варианта проектирования РППС: по пространствам, функциональным модулям и в виде центров детской активности. В групповых помещениях все оборудование можно объединить по трем пространствам: ? активной деятельности, ? спокойной деятельности, ? познания и творчества. В пространстве активной деятельности разместите оборудование, связанное с двигательной активностью, сюжетно-ролевыми играми и т.д. В пространстве спокойной деятельности оформите зону релаксации, конструктивных, театрализованных и настольных игр. Положите книги, установите мягкую детскую мебель, организуйте места приема пищи. В пространстве познания и творчества установите оборудование для экспериментирования и творчества. 2 вариант. Проектирования среды по функциональным модулям. Функциональный модуль – это группа функционально связанных компонентов по видам детской деятельности: учебных пособий, игр, игрушек,материалов, оборудования, инвентаря. Можете организовать 11 функциональных модулей: o игровой; o физкультурно-оздоровительный; o музыкальный; o художественно-творческий; o поисково-исследовательский; o релаксации; o логопедический; o психологического сопровождения; o дефектологический; o административный; o территории и архитектуры. Добавьте бытовой модуль и включить в него все, что связано с приемом пищи, трудовыми поручениями, трудовой деятельностью. 3 вариант. Проектирование центров детской активности. Центры детской активности обеспечивают все виды детской деятельности по ОП ДО. Количество и содержание центров будет зависит от возраста воспитанников.
В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) предусматривается следующий комплекс из 13 центров детской активности:
- Центр двигательной активности (ориентирована организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада) в интеграции с содержанием образовательных областей «Физическоеразвитие»,«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
- Центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в интеграции содержания образовательных областей «Физическое развитие»,«Познавательное развитие»,«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
- Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно-ролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»и«Физическое развитие».
- Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов ,бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»и «Художественно-эстетическое развитие».
- Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а так же демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие»,«Речевое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие».
- Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие»,«Речевое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие».
- Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие»,«Речевое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие».
- Центр книги, содержащий художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей в интеграции содержания всех образовательных областей.
- Центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
- Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников.
- Центр коррекции предназначен для организации совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений.
- Центр творчества детей, предназначенный для реализации и продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в интеграции с содержанием образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
- Центр краеведения и патриотизма детей, оборудование которого позволяет организовать совместную деятельность по воспитанию толерантного отношения к другим народам и людям различных национальностей; сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства; в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие».
Основные принципы предметно-развивающей среды при реализации технологии клубный час:
- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
- Принцип активности, самостоятельности, творчества;
- Принцип стабильности;
- Принцип комплексирования и гибкого зонировани;
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов;
- Принцип учета возрастных различий;
- Принцип открытости;
- Принцип эмоциогенной среды.
|
Ветлуга
автор Н.Тихомирова
Есть море на юге, и пальмы на юге, И солнце там жарче, и лето длинней, А я, уезжая на день из Ветлуги, Тоскую и рвусь на свидание с ней. И чем она лучше манящего юга, И что колдовского в ее красоте, Что сердце ликует при виде Ветлуги. Ура! Вот и дома, в своей суете. И пусть море манит и плещет волною, И кажутся сказкой чужие края, Но даже суровой, метельной зимою Роднее родных мне Ветлуга моя. Ветлугу не скоро отыщешь на карте, До Нижнего более двух сотен верст. Но жители искренне верят: на старте Находится город, и ждет его рост.
| |